Аудиограмма слуха расшифровка таблица норма

При диагностике нарушений слуха используют субъективные и объективные методы акустического обследования. Аудиометрия позволяет определить восприимчивость слухового анализатора к звуковым колебаниям различной частоты. Во время тестирования специалист оценивает степень снижения слуха и тип тугоухости.

Цели акустического тестирования

Во время обследования пациента специалист должен определить топику, т.е. пороговую слышимость и уровень поражения органа слуха. В случае правильного применения диагностического метода можно получить объективные ответы на каждый из вопросов. Однако точность постановки диагноза во многом определяется и выбором аудиометрического способа проверки работоспособности слухового анализатора.

Патологические изменения могут наблюдаться на уровне проведения звуковых сигналов, что свидетельствует о наличии нарушений в наружном или среднем ухе. При обнаружении проблемы диагностируется кондуктивная или проводниковая тугоухость. Если нарушения возникают на уровне рецепторного аппарата, т.е. во внутреннем ухе, специалист ставит диагноз «нейросенсорная тугоухость». Значительно реже обнаруживаются признаки смешанной тугоухости, при которой наблюдаются поражения в обоих отделах органа слуха.

Крайне редко во время диагностики сурдолог обнаруживает патологические изменения на уровне коры головного мозга или слуховых нервов. В таком случае диагностируется ретрокохлеарная тугоухость, которая возникает вследствие поражения улитковой части слухового нерва или ствола мозга. Подобные патологии чаще всего являются следствием тяжелых черепно-мозговых травм, менингита или энцефалита.

Исследование слуха у детей

У самых маленьких детей единственным методом исследования является объективная аудиометрия с использованием безусловных рефлексов или выработкой условных рефлексов на звук.

К безусловным рефлексам относятся улитково-зрачковый, мигательный, общая двигательная реакция на звук, мимическая реакция, кожно-гальванический, сосудистый рефлекс, торможение сосательной реакции на звук у новорожденных. В связи с непостоянством, малой выраженностью, быстрым угасанием этих рефлексов предпочтительны методы, основанные на образовании условнорефлекторных связей. Однако эта методика очень сложна, требует много времени и поэтому в последние годы все шире применяются импедансометрия, электрокохлеография, электроэнцефалоаудиометрия. Эти методы можно использовать даже в первые дни жизни ребенка.

У детей в возрасте 2 1/2—3 лет чаще всего применяют условнодвигательную реакцию с ориентировочным подкреплением в виде игровой аудиометрии. Ребенку объясняют, что услышав звук (подаваемый через телефон аудиометром или репродуктором), он должен нажать кнопку и при этом появится картинка. Подаваемые вначале громкие звуки сменяются все менее интенсивными, пока не достигается порог слуха. Исследование лучше проводить в свободном слуховом поле, так как дети плохо переносят наушники, вследствие чего возможны искажения результатов теста.

«Справочник по оториноларингологии», А.Г. Лихачев

Степень тугоухости

Бывает первая, вторая, третья и четвертая. Чем выше, тем хуже слышит. Далее идет глухота. Пороги слышимости для разных степеней такие:

1 — от 26 до 40 дБ 2 — от 41 до 55 дБ 3 — от 56 до 70 дБ 4 — от 71 до 90 дБ Глухота — 91 дБ и выше

То есть до этих значений человек ничего не слышит. Плохо еще и то, что с увеличением степени тугохости, падает разборчивость звука и появляются искажения, а значит только усиление звука в слуховом аппарате не спасает ситуацию. К тому же на разных частотах (стандартно проверяют 4 частоты) могут быть разные пороги слышимости или вообще отсутствовать слух. Вот по этой ссылке, вы можете прослушать одну и ту же звуковую запись в нескольких вариантах, когда срезаны определенные частоты. Так будет понятнее, какого рода искажения могут быть.

Дальнейшие действия

Расшифровка аудиограммы является условным вектором, задающим направление принципа лечения пациента. При обнаружении слуховой дисфункции могут потребоваться дополнительные методы аудиологического обследования, в ходе которого будет поставлен точный диагноз. С этой целью применяются:

  • слуховые вызванные потенциалы;
  • акустическая импедансометрия;
  • речевая аудиометрия;
  • отоакустическая эмиссия.
Читайте также:  II этап. Непрямая ларингоскопия (гипофарингоскопия).

Наиболее перспективным является медикаментозное и физиотерапевтическое лечение кондуктивной тугоухости. При обнаружении патологии порог слышимости пациентов крайне редко поднимается выше отметки в 55 дБ (2 степень тугоухости). Исключение касается случаев развития слуховой дисфункции на фоне хронического воспаления слизистой барабанной полости.

Восстановление слуха при развитии нейросенсорной тугоухости возможно только при диагностике и своевременном лечении острой формы патологии. Для улучшения слуха специалисты используют кохлеарную имплантацию или слухопротезирование. Чтобы предупредить прогрессирование тугоухости пациентам со слуховой дисфункцией нужно проходить обследование у сурдолога не реже 2 раз в год.

  1. Температура тела новорожденного ребенка норма таблица
  2. Температура у ребенка 3 месяца
  3. Грипп и орви отличия таблица
  4. Как восстановить слух после наушников

Аудиограммы

Пороговые уровни прослушивания могут быть представлены в табличной форме или графически в виде аудиограмм. Соотношение масштабов осей аудиограммы должно быть следующим: одной октаве по оси частот соответствует 20 дБ по оси уровней прослушивания. Если необходимо графическое представление точек порогового уровня прослушивания, то для этого используют символы, приведенные в таблице 1. Точки пороговых уровней прослушивания на разных частотах соединяют отрезками прямых линий: сплошной для воздушной и штриховой для костной проводимости.Таблица 1 — Символы для графического представления пороговых уровней прослушивания

Вид испытания

Правое ухо

Левое ухо

Воздушная проводимость, без маскирующего шума

Пример модификации символа в случае, когда реакция испытуемого не получена (воздушная проводимость, без маскирующего шума)

Воздушная проводимость, с маскирующим шумом

Костная проводимость, без маскирующего шума, вибратор на сосцевидном отростке

Костная проводимость, с маскирующим шумом, вибратор на сосцевидном отростке

Костная проводимость, с маскирующим шумом, вибратор на лобной кости

Костная проводимость, с маскирующим шумом, вибратор на лобной кости

Примечание — Если символы (О, Х) используют также для обозначения результатов испытаний по воздушной проводимости с использованием маскирующего шума, то факт использования маскирующего шума должен быть указан на аудиограмме.

Если при максимальном уровне прослушивания для данного аудиометра реакция испытуемого не получена, то соответствующий символ модифицируют, добавляя к нему стрелку, направленную вертикально вниз, или, если начало стрелки совмещают с соответствующим нижним углом символа (правым для символа для левого уха и левым для символа для правого уха), вниз под углом 45° к вертикали. Этот модифицированный символ помещают на аудиограмме на уровне прослушивания, соответствующему максимальному выходному сигналу аудиометра.При исполнении аудиограммы в цвете красный цвет используют для символов и соединяющих линий для правого уха, синий — для символов и соединяющих линий для левого уха.Если результаты получены методом скрининговой аудиометрии, то на аудиограмме об этом должна быть сделана отметка.

Читайте также:  Сенсоневральная тугоухость 1, 2, 3, 4 степени: симптомы, лечение
Горклиника - медицинский портал