Слух – один из органов чувств, который обеспечивает нормальное качество жизни человека. При его поражении человек не может полноценно воспринимать звуки окружающего мира: речь, музыку, индустриальный шум и так далее. В 73% случаев нарушения слуха обусловлены нейросенсорной тугоухостью. При этом состоянии повреждается один из участков слухового нерва, часто необратимо.
Причины развития нарушений слуха
Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.
Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода. Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга. Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.
- Причины и варианты надпороговых …
- Причины и варианты функциональной …
- Тугоухость. Причины потери слуха …
- Тугоухость. Причины потери слуха …
- Причины и варианты функциональной …
Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки. Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов. Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.
Дети с нарушениями слуха
Проблемы со слухом могут иметь врожденный или приобретенный характер. При этом они бывают полными или частичными.
В первом случае речь идет о глухоте. Она провоцирует снижение интеллектуальных возможностей и отставание в умственном развитии.

К появлению тугоухости обычно приводят следующие факторы:
- Наследственная предрасположенность.
- Нарушения во время беременности – инфекционные болезни, повышение давления, употребления алкоголя, курения, неконтролируемое применение лекарственных препаратов беременной женщиной.
- Родовые травмы и нарушения в развитии малыша. Причина тугоухости может крыться в преждевременных родах, дефиците веса, гипоксии.
- Заболевания уха или травматические повреждения, которые были перенесены после рождения. К ним относят инфекционные патологии, отиты, болезнь Меньера и т.д.
- Аденоиды. Аномальное увеличение миндалины часто провоцирует закупоривание слуховой трубы у детей, что приводит к ухудшению слуха. После удаления аденоидов слух обычно восстанавливается.
- Закупорка слухового отверстия серой или чужеродными предметами.
- Химиотерапия.
- Применение антибактериальных препаратов.
Врачи утверждают, что аномалии аудиальной системы оказывают значительное влияние на логопедическом развитии. Также они сказываются на физиологическом и психологическом формировании малыша. Потому так важно выявить проблемы на раннем этапе.

Классификация детей с нарушениями слуха
Как быть со слуховыми аппаратами и речевыми процессорами?
Занятия физической культурой, как правило, сопровождаются усиленным выделением пота. Он является сильным повреждающим фактором для электронных помощников. Поэтому стоит для занятий спортом выбирать влагозащищенные модели аппаратов и использовать электрические устройства для сушки. Также при занятиях спортом есть риски потери слуховых аппаратов и речевых процессоров, а значит стоит использовать дополнительные удерживающие приспособления. При участии в игровых контактных видах спорта стоит рассмотреть возможность отказа от использования своих устройств и сообщить об имеющемся нарушении слуха тренеру, команде, более активно пользоваться визуальным общением.
Несмотря на возможность использования внутриушных слуховых аппаратов согласно рекомендациями при единоборствах, я бы от этого предостерег – все-таки слишком большие риски повреждения.
Ссылки по теме:
- Что эта за болезнь — сенсоневральная тугоухость?
- Почему слух у детей исследуют во сне?
- Почему у здоровых родителей может родиться глухой ребенок?
- Причины сенсоневральной тугоухости
- Односторонняя сенсоневральная тугоухость
- Как проводятся исследования слуха?
- Что лучше: КСВП или аудиограмма?
- Цитомегаловирусная инфекция и сенсоневральная тугоухость
- Ототоксичные препараты
- Что делать, если ребенок не прошел аудиологический скрининг?
Проблемы со слухом: симптомы
Признаки снижения восприимчивости звуков и снижения шумового эффекта могут проявляться постепенно, хотя могут развиться и стремительно. При резком снижении слуха прогноз благоприятный, главное вовремя обратиться за профессиональной врачебной помощью. Существует несколько признаков снижения способностей улавливать звуки. Если вы обнаружили у себя хотя бы один из них, вам необходимо обратиться к ЛОР-врачу, чтобы проверить слух.
Итак, предпосылками того, что у вас снижается восприимчивость звуков, являются следующие симптомы:
- Дифференциация болезни среднего и …
- Тугоухость. Причины потери слуха …
- Все заболевания уха списком и их …
- Тугоухость. Причины потери слуха …
- Развитие и нарушения слуха у детей …
- вам постоянно приходится переспрашивать, а окружающим повторять сказанное по несколько раз;
- когда с вами находится несколько собеседников, вам сложно сконцентрироваться и вы теряете нить разговора;
- вас не покидает чувство, что все вокруг специально говорят тихим голосом;
- трудно поддерживать разговор в людном и шумном месте (например, в метро или кафе);
- при ограниченном слухе становится трудно понимать речь детей;
- просмотр телепередач начинается с увеличения громкости телевизора на полную мощность;
- уже на подсознательном уровне человеку с плохим слухом приходится машинально следить за губами собеседника, чтобы не ошибиться в услышанном;
- в минуты тишины кажется, что в ушах стоит шум или звон.
Разумеется, подобное состояние приводит человека к раздражительности, постоянному чувству тревоги и снижению самооценки. Если вы понимаете, что функции слуха утрачиваются, не медлите и обращайтесь к ЛОР-врачу, чтобы получить грамотную своевременную помощь и избежать полной потери слуха.
Как расшифровать аудиограмму — подробное руководство от врача
Сегодня мы разбираемся, как расшифровать аудиограмму. В этом нам помогает Светлана Леонидовна Коваленко — врач высшей квалификационной категории, главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара, кандидат медицинских наук.
Основные понятия аудиометрии
Чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, сначала остановимся на некоторых терминах и самой методике аудиометрии.
У звука две основные физические характеристики: интенсивность и частота.
Интенсивность звука определяется силой звукового давления, которое у человека весьма вариабельно. Поэтому для удобства принято пользоваться относительными величинами, такими как децибелы (дБ) — это десятичная шкала логарифмов.
Частоту тона оценивают количеством звуковых колебаний в секунду и выражают в герцах (Гц). Условно диапазон звуковых частот делят на низкие — ниже 500Гц, средние (речевые) 500−4000Гц и высокие — 4000Гц и выше.
метрия — это измерение остроты слуха. Эта методика субъективна и требует обратной связи с пациентом. Исследующий (тот, кто проводит исследование) при помощи аудиометра подаёт сигнал, а исследуемый (слух которого исследуют) даёт знать, слышит он этот звук или нет. Чаще всего для этого он нажимает на кнопку, реже — поднимает руку или кивает, а дети складывают игрушки в корзину.
Существуют различные виды аудиометрии: тональная пороговая, надпороговая и речевая.
На практике наиболее часто применяется тональная пороговая аудиометрия, которая определяет минимальный порог слуха (самый тихий звук, который слышит человек, измеряемый в децибелах (дБ)) на различных частотах (как правило, в диапазоне 125Гц — 8000 Гц, реже до 12 500 и даже до 20 000 Гц). Эти данные отмечаются на специальном бланке.
грамма — график слуховых ощущений пациента. Эти ощущения могут зависеть как от самого человека, его общего состояния, артериального и внутричерепного давления, настроения и т. д., так и от внешних факторов — атмосферных явлений, шума в помещении, отвлекающих моментов и т. д.
Как строится график аудиограммы
Для каждого уха раздельно измеряют воздушную проводимость (через наушники) и костную проводимость (через костный вибратор, который располагают позади уха).

Воздушная проводимость — это непосредственно слух пациента, а костная проводимость — слух человека, исключая звукопроводящую систему (наружное и среднее ухо), её ещё называют запасом улитки (внутреннего уха).
Костная проводимость обусловлена тем, что кости черепа улавливают звуковые вибрации, которые поступают ко внутреннему уху. Таким образом, если имеется препятствие в наружном и среднем ухе (любые патологические состояния), то звуковая волна достигает улитки благодаря костной проводимости.
Бланк аудиограммы
На бланке аудиограммы чаще всего правое и левое ухо изображены раздельно и подписаны (чаще всего правое ухо слева, а левое ухо справа), как на рисунках 2 и 3.
Иногда оба уха отмечаются на одном бланке, их различают либо цветом (правое ухо всегда красным, а левое — синим), либо символами (правое кругом или квадратом (0—0—0), а левое — крестом (х—х—х)).
Воздушную проводимость всегда отмечают сплошной линией, а костную — прерывистой.
По вертикали отмечают уровень слуха (интенсивность стимула) в децибелах (дБ) с шагом в 5 или 10 дБ, сверху вниз, начиная от −5 или −10, а заканчивая 100 дБ, реже 110 дБ, 120 дБ.
По горизонтали отмечаются частоты, слева направо, начиная от 125 Гц, далее 250 Гц, 500Гц, 1000Гц (1кГц), 2000Гц (2кГц), 4000Гц (4кГц), 6000Гц (6кГц), 8000Гц (8кГц) и т. д., могут быть некоторые вариации.
На каждой частоте отмечается уровень слуха в децибелах, потом точки соединяют, получается график. Чем выше график, тем лучше слух.
Как расшифровать аудиограмму
При обследовании больного в первую очередь необходимо определить топику (уровень) поражения и степень слуховых нарушений. Правильно выполненная аудиометрия даёт ответ на оба этих вопроса.
Патология слуха может быть на уровне проведения звуковой волны (за этот механизм отвечает наружное и среднее ухо), такую тугоухость называют проводниковой или кондуктивной; на уровне внутреннего уха (рецепторный аппарат улитки), данная тугоухость является сенсоневральной (нейросенсорной), иногда бывает сочетанное поражение, такую тугоухость называют смешанной. Крайне редко встречаются нарушения на уровне слуховых проводящих путей и коры головного мозга, тогда говорят о ретрокохлеарной тугоухости.
Лечение
Врачебная тактика существенно отличается, в зависимости от формы нейросенсорной тугоухости, поэтому их лечение рассматривают отдельно. Неизменным остается одно – раннее обращение больного (при появлении первых симптомов) значительно улучшает прогноз патологии.

Лечение внезапной /острой формы
Если есть подозрение на острый неврит слухового нерва, следует немедленно поместить пациента в ЛОР/неврологическое отделение стационара. Больному показан «охранительный» слуховой режим, который исключает любые громкие звуки (громкую речь, музыку, шумы окружающей обстановки и так далее).

Стандартами врачебной помощи (МЭС) рекомендованы следующие медикаментозные препараты:
- Гормоны-глюкортикостероиды внутривенно (Дексаметазон). Как правило, назначается на 7-8 дней, с постепенным снижением дозы;
- Препараты для улучшения кровообращения, в том числе в нервной ткани (Пентоксифиллин/Винпоцетин). Рекомендованная схема назначения: внутривенно в течение 8-10 дней;
- Антиоксиданты (витамины группы С, Е; Сукцинат этилметилгидроксипиридина).

Если после госпитального лечения сохраняется необходимость в препаратах, их назначают на дальнейший прием, но в виде таблетированных форм.
Лечение подострой /хронической формы

При этих формах патология приобретает стабильное или медленно-прогрессирующее течение. Для того чтобы замедлить снижение звуковоспринимающей функции больному показаны следующее мероприятия:
- «Охранительный» слуховой режим;
- Лечение других сопутствующих болезней, которые могли привести к развитию нейросенсорной тугоухости;
- Поддерживающая лечебная схема, аналогичная таковой при лечении нейросенсорной тугоухости острой формы. В среднем, 2 раза в год.

Помимо этого, следует должное внимание уделять адаптации пациента в обществе с помощью специализированной медицинской аппаратуры.
Реабилитационный период
После успешно проведенного лечения тугоухости человеку нужно время для восстановления. Реабилитационный период длится у всех по-разному, в зависимости от продолжительности заболевания, его степени и социальной жизни до терапии. Использование слухового аппарата улучшает слух, позволяет больному корректировать свою речь. Слухопротезирование детей способствует нормальному развитию речи и психики. Действие слухового аппарата проверяется спустя две недели после его установки. За это время человек адаптируется к тем звукам, которые передаются прибором, и привыкает к непривычной громкости речи.