Нарушения устной речи, речевые расстройства у детей и взрослых

Расстройства речи – это специфические нарушения речевых навыков, связанные с проблемами в работе органов слуха, голосового аппарата, зрительных анализаторов, функции нервной системы и головного мозга. Отклонения могут быть врожденными либо приобретенными вследствие различных заболеваний, стрессовых ситуаций.

Нарушение речи при умственном недоразвитии и гормональных нарушениях

Почти у 90% умственно недоразвитых детей имеют место нарушения речи. В зависимости от этиологических факторов, симптомов и локализации патологических изменений в речевом аппарате принято различать следующие клинические формы нарушений речи при умственном недоразвитии: 1) немота при идиотизме, 2) задержка развития речи, 3) дизлалия, 4) нарушения в расстановке ударений, а также неправильное грамматическое и синтаксическое оформление речи, 5) заикание.

Тяжелые случаи умственного недоразвития сопровождаются немотой (alalia idiotica). Речь ограничивается несколькими нечётко произносимыми словами. У такого рода больных часто слух бывает почти нормальным. Они могут правильно воспроизводить услышанную мелодию. К совершенно особой группе заболеваний относится немота, возникшая вследствие юношеского слабоумия (dementia praecox). Это заболевание начинается обычно в 3-лстнем возрасте и, постепенно прогрессируя, приводит к идиотизму. Первыми симптомами речевых расстройств являются заикание и дизлалия, а в конечном итоге развивается немота.

Задержка в развитии речи в одних случаях представляет собой одно из проявлений общего недоразвития, в других периоды задержки в развитии речи чередуются с периодами быстрого её развития. Нарушения артикуляции иногда бывают настолько значительными, что звуки, а следовательно и речь, становятся совершенно, непонятными.

Умственное недоразвитие является причиной неправильного грамматического и синтаксического оформления речи, а также неумения правильно ставить ударения. Органическое заикание очень часто встречается в случаях умственного недоразвития и обуславливается поражением экстрапирамидной системы и в особенности полосатого тела и бледного шара.

Нарушение речи при умственном недоразвитии и гормональных нарушениях

Среди желез внутренней секреции, играющих роль в развитии речи у детей и некоторых нарушений речи у взрослых, в первую очередь следует отметить гипофиз и щитовидную железу. Половые железы и надпочечники влияют больше на развитие и функцию голосового аппарата, на чём мы останавливались в первой части настоящего руководства. Функциональные расстройства коры надпочечников и недостаточное выделение гликокортикоидов являются причиной ослабления мышечного тонуса, вследствие чего возникает неполноценность замыкающего глоточного кольца, а как результат — небные дисглоссии. Поражение центрального отдела речевого аппарата вследствие нарушения функции надпочечников до настоящего времени не было описано.

Читайте также:  Туберальная анестезия показания и противопоказания

Гипофиз оказывает влияние на развитие речи, т.к. он связан с гипоталямическим отделом мозга. Гииофизарно-гипоталямическая система контролирует функцию остальных желез внутренней секреции. При ослаблении функции передней доли гипофиза речь замедляется и появляются расстройства речи, характеризующиеся неправильными динамическими и мелодическими ударениями. Речь становится монотонной и часто нечёткой. Задержка в развитии речи, инфантилизм, а также недоразвитие периферического отдела речевого аппарата тесно связаны с состоянием гипофизарно-гипоталямической системы.

– Также рекомендуем “Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна”

Оглавление темы “Нарушения речи у детей и взрослых”:

  1. Немота и запоздалое развитие речи у ребенка
  2. Слухонемота. Ребенок не может говорить при совершенно нормальном слухе
  3. Функциональная дизлалия. Причины нарушения произношения артикуляционных звуков и пропуска букв
  4. Носовая шепелявость – причины и методы коррекции
  5. Синтактические нарушения речи. Проблемы речи при заболеваниях ЦНС
  6. Врожденная словесная глухота. Выработка словесно-слуховых рефлексов
  7. Нарушение речи при умственном недоразвитии и гормональных нарушениях
  8. Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна
  9. Нарушение речи при болезни Tay-Sachs, синдромах Hornig, Little, фенилкетонурии и токсоплазмозе
  10. Нарушение речи при мозговых дисплазиях и после прививок

Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия

ТНР и УО: сравнительная таблица

ТНР УО
Речевые проблемы без наличия интеллектуальных и слуховых нарушений Проблемы с интеллектуальным развитием, сопровождающиеся проблемами с речью, поведением и прочими направлениями развития
Трудности возникают с заданиями, которые требуют речевого контакта, ребенок понимает, о чем идет речь, но не может сформулировать и произнести ответ Нарушение словесно-логического мышления
Диагностика у логопеда-дефектолога Сложные этапы диагностики с привлечением невропатолога и психолога

Симптомы и причины недоразвития речи

СНР диагностируется у детей старше 5 лет и представляет собой разновидность речевой патологии, при которой у ребенка диагностируются тяжелые отклонения процесса формирования всех основных составляющих языкового аппарата – фонетики, грамматики, лексики.

  • Свое первое, четкое и осознанное слово ребенок говорит намного позже нормы – в 4-летнем или 5-летнем возрасте.
  • Детская речь отличается аграмматичностью и неправильным фонетическим оформлением.
  • В более старшем возрасте, после 5-6 лет, речь ребенка остается невнятной и малопонятной даже родителям.
  • Причины развития патологий речевого аппарата могут быть достаточно многочисленными. Выделяют ряд вредоносных факторов внутреннего и внешнего воздействия, которые оказывают негативное воздействие на организм и приводят к развитию серьезных патологических процессов.

  • Болезни женщины на протяжении беременности, аборты, гинекологические проблемы, сильный токсикоз, сахарный диабет, первые роды в слишком молодом или зрелом возрасте, употребление спиртного и курение во время вынашивания ребенка.
  • Гипоксия плода – его недостаточное снабжение кислородом на протяжении внутриутробного периода, что приводит к тяжелым патологиям развития.
  • Осложнения

    У детей школьного возраста могут развиваться низкая самооценка, фрустрация и депрессия. Дети с этим расстройством могут также обнаруживать нарушение способности к обучению, проявляющееся в задержке чтения, в результате чего могут возникнуть серьезные проблемы с успеваемостью. Большинство трудностей в обучении лежат в области перцептивных навыков или навыков распознавания и переработки символов в соответствующей последовательности.

    Осложнения

    Другие поведенческие проблемы и симптомы, которые могут появляться у детей с расстройством развития экспрессивного языка, включают гиперактивность, короткие промежутки, на протяжении которых ребенок может поддерживать внимание, аутичное поведение, сосание пальца, колебания настроения, склонность к попаданию в аварийные ситуации, энурез, непослушание и нарушение поведения. У многих детей отмечается неврологическая патология. Она включает легкие нарушения по органическому типу, снижение вестибулярных реакций и патологические изменения ЭЭГ.

    Постановка диагноза

    Правильное установление диагноза – результат комплексного наблюдения, обследования. Очень важно определить:

    • общее состояние человека,
    • его психологический и неврологический статус.

    При общении специалист оценивает:

    • темп речи;
    • разнообразие употребляемых синтаксических форм;
    • правильное использование падежей, склонений в речи;
    • наличие союзов;
    • присутствие предлогов в диалоге и монологе при описании наглядного объекта.

    При тестировании оценивают количество слов и слогов в произносимых предложениях, согласованность используемых окончаний.

    Для выявления нарушений мозговой деятельности рекомендуют сделать энцефалограмму, ультразвуковое или томографическое исследования.

    Суммируя, анализируя полученную информацию, специалист принимает решение об установлении диагноза.

    Степени тяжести олигофрении

    Всего различают четыре степени умственной отсталости. Каждый этап этого состояния характеризуется своими симптомами.

    • Легкая.
    Читайте также:  15 лучших аналогов виагры для мужчин, которые можно купить в аптеке

    Предполагает развитие интеллекта на уровне 50-59 баллов. Особенности психики соответствуют возрасту 9-12 лет. Больные способны обслуживать себя в быту самостоятельно, они обучаемы и контактны.

    Хорошие условия воспитания, созданные родителями, позволяют таким людям достигать хороших успехов в разных видах деятельности. Из характерных для этой стадии особенностей выделяют отсутствие инициативности, медлительность в действиях и принятии решений. Такой пациент постоянно подражает взрослым, даже если не имеет с ними родственных связей. Опасность состоит в неспособности подавлять половые влечения. Поступки бывают непредсказуемыми, наносящими вред окружающим.

    • Умеренная.

    Такая степень характерна для людей, показатель интеллекта которых находятся в пределах 35-59 баллов. Психологический возраст пациента остается на уровне 6-9 лет. Пациенты испытывают трудности при освоении нового материала, речь у них односложная, иногда совершенно неразборчивая. Базовые навыки самообслуживания присутствуют, однако умственно отсталые требуют ухода со стороны близких. Они могут общаться посредством слов и коротких предложений, способны выражать основные свои мысли.

    • Тяжелая.
    Степени тяжести олигофрении

    Показатели умственной деятельности находятся в пределах 20-34 пунктов. Интеллектуальный потенциал соответствует возрасту 3-6 лет. Пациенты понимают некоторые слова, обращенные к ним. Возможно воспроизведение несложных предложений, часто это просьба об удовлетворении базовых потребностей. Эмоции проявляются на уровне радости и грусти, удовольствия и раздражительности. Другие ощущения и чувства им недоступны.

    • Глубокая.

    По уровню развития больной не преодолевает планку, присущую ребенку 3 лет. Максимально возможный уровень интеллекта – 20 баллов. Пациент не владеет речью, не может выполнять элементарных бытовых действий, обслуживать себя. Мышление, память, восприятие и другие процессы практически не развиты. Сильная ограниченность в эмоциях делает любое общение с окружающими невозможным. Пациент не способен к продуктивной деятельности.

    Среди характерных особенностей этой стадии умственной отсталости выделяют следующие признаки:

    • общение производится посредством гримас и простейших жестов;
    • пациенты не способны чувствовать душевную боль, они не плачут и не смеются;
    • игровая деятельность отсутствует в принципе, если в руки такому ребенку попадает машинка или кукла, они мгновенно ломаются или засовываются в рот;
    • плохая координация движений, часто наблюдается хаотичное раскачивание туловища в разные стороны;
    • прием пищи осложняется нарушением глотательного рефлекса, пациент не может или не умеет самостоятельно жевать, присутствует нарушение обоняния и вкуса.

    Такие больные нуждаются в круглосуточном уходе, поэтому лечение умственной отсталости рекомендуется проводить в условиях стационара.

    Горклиника - медицинский портал