Показания и противопоказания взятия мазка из зева и носа

Цель
занятия: формирование
и развитие у студентов компетенций,
направленных на решение клинических
задач, связанных с забором мазков из
зева и носа.

Подготовка к забору мазка

Анализ на мазок из зева и носа требует некоторой подготовки и выполнения определенных правил, нарушение которых может привести к получению недостоверного результата. Чтобы избежать этого, необходимо следовать следующим правилам:

  • Прекратить прием антибактериальных препаратов за пять дней до анализа.
  • За несколько дней до исследования исключить использование препаратов для ополаскивания полости рта, содержащих антисептики, а также мазей и спреев, в составе которых имеются противомикробные вещества или антибиотики. Это может привести к уничтожению большей части микробов, и анализ не выявит в мазке бактерии, которые стали причиной заболевания.
  • Сдавать анализ рекомендуется утром и натощак. Нельзя принимать пищу, напитки и использовать зубную пасту за несколько часов до процедуры.
  • Непосредственно перед взятием мазка категорически запрещается жевательная резинка.
  • Взятие образца из носа также выполняется натощак. Если же пациент успел принять пищу, требуется подождать несколько часов, после чего можно выполнять процедуру.
Подготовка к забору мазка

Исходя из вышеперечисленного болезнетворным бактериям необходимо дать свободно размножаться в слизистой на протяжении 3-5 дней. Это позволит получить реальную картину и максимально достоверный результат.

Краткое изложение учебного материала.

Цель взятия мазков из носа и зева – установление характера бактериальной флоры и чувствительности к противобактериальным препаратам при ринитах, ангинах и фарингитах.

Показания: ангины, фарингиты, риниты неуточненной этиологии, отсутствие реакции на лечение.

Противопоказания: невозможность открыть рот (неприязнь, страх, психическое заболевание), ожог лица.

Взятие мазка из зева и носа. Необходимое оснащение: 1. Стерильная пробирка с сухим ватным тампоном. 2. Стерильная пробирка с влажным тампоном. 3. Стерильный шпатель. 4. Перчатки резиновые. 5. Маска. 6. Направление в бактериологическую лабораторию. 7. Штатив для пробирок. 8. Дезинфицирующие растворы. 9. Емкости для дезинфекции.

Техника взятия мазка из зева: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Вымойте руки. 3. Наденьте маску и перчатки. 4. Усадите пациента перед источником света. 5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову. 6. Возьмите в левую руку пробирку с влажным тампоном и шпатель. 7. Попросите пациента открыть рот. 8. Надавите левой рукой со шпателем на язык, а правой рукой извлеките из пробирки стерильный тампон. 9. Проведите этим тампоном по дужкам и небным миндалинам, не касаясь слизистой языка и полости рта. 10. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности. 11. Снимите маску и перчатки. 12. Обработайте маску, перчатки и шпатель в соответствии с требованиями санэпидрежима. 13. Вымойте руки. 14. Заполните направление, отправьте пробирку в лабораторию. Оценка достигнутых результатов: Материал на бактериологическое исследование взят и отправлен в лабораторию. Примечание. 1. Рекомендуется сначала обтереть правую миндалину, затем перейти к небной дужке, левой миндалине и в конце — к задней стенке глотки, используя один тампон. 2. При ясно локализованных изменениях материал берется двумя тампонами: из очага и из всех других секторов.

Техника взятия мазка из носа: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Вымойте руки. 3. Наденьте маску и перчатки. 4. Усадите пациента. 5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову. 6. Возьмите пробирку с сухим ватным тампоном в левую руку, а правой рукой извлеките тампон из пробирки (ваши пальцы должны касаться только пробирки, в которую вмонтирован тампон). 7. Введите тампон вглубь левой, затем правой полости носа. 8. Извлеките и введите тампон в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности. 9. Снимите перчатки и маску. 10. Обработайте перчатки и маску в соответствии с требованиями санэпидрежима. 11. Вымойте руки. 12. Заполните направление. 13. Доставьте пробирку в лабораторию или поставьте в холодильник (пробирку можно хранить в холодильнике не более 2-3 часов).

Критерии оценки освоения практических навыков и умений (в рамках текущего контроля):

«отлично» – если студент обладает системными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и самостоятельно без ошибок демонстрирует выполнение практических навыков;

Читайте также:  Лечение диабетической нейропатии и ее последствия

«хорошо» – если студент обладает полными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и самостоятельно демонстрирует выполнение практических навыков, допуская при этом отдельные неточности или несущественные ошибки, которые может самостоятельно обнаружить и быстро исправить;

«удовлетворительно» – если студент обладает достаточными теоретическими знаниями (имеет представление о методике выполнения практических навыков, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативах результатов исследований, правилах оформления типовой медицинской документации и др.) и демонстрирует выполнение практических навыков, допуская при этом некоторые ошибки, которые может исправить при коррекции их преподавателем;

«неудовлетворительно» – если студент не обладает достаточными теоретическими знаниями (не знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и/или не может самостоятельно продемонстрировать выполнение практических навыков или выполняет их, допуская грубые принципиальные ошибки.

16

Краткое изложение учебного материала.

Цель взятия мазков из носа и зева – установление характера бактериальной флоры и чувствительности к противобактериальным препаратам при ринитах, ангинах и фарингитах.

Показания: ангины, фарингиты, риниты неуточненной этиологии, отсутствие реакции на лечение.

Противопоказания: невозможность открыть рот (неприязнь, страх, психическое заболевание), ожог лица.

Взятие мазка из зева и носа. Необходимое оснащение: 1. Стерильная пробирка с сухим ватным тампоном. 2. Стерильная пробирка с влажным тампоном. 3. Стерильный шпатель. 4. Перчатки резиновые. 5. Маска. 6. Направление в бактериологическую лабораторию. 7. Штатив для пробирок. 8. Дезинфицирующие растворы. 9. Емкости для дезинфекции.

Техника взятия мазка из зева: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Вымойте руки. 3. Наденьте маску и перчатки. 4. Усадите пациента перед источником света. 5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову. 6. Возьмите в левую руку пробирку с влажным тампоном и шпатель. 7. Попросите пациента открыть рот. 8. Надавите левой рукой со шпателем на язык, а правой рукой извлеките из пробирки стерильный тампон. 9. Проведите этим тампоном по дужкам и небным миндалинам, не касаясь слизистой языка и полости рта. 10. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности. 11. Снимите маску и перчатки. 12. Обработайте маску, перчатки и шпатель в соответствии с требованиями санэпидрежима. 13. Вымойте руки. 14. Заполните направление, отправьте пробирку в лабораторию. Оценка достигнутых результатов: Материал на бактериологическое исследование взят и отправлен в лабораторию. Примечание. 1. Рекомендуется сначала обтереть правую миндалину, затем перейти к небной дужке, левой миндалине и в конце — к задней стенке глотки, используя один тампон. 2. При ясно локализованных изменениях материал берется двумя тампонами: из очага и из всех других секторов.

Техника взятия мазка из носа: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Вымойте руки. 3. Наденьте маску и перчатки. 4. Усадите пациента. 5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову. 6. Возьмите пробирку с сухим ватным тампоном в левую руку, а правой рукой извлеките тампон из пробирки (ваши пальцы должны касаться только пробирки, в которую вмонтирован тампон). 7. Введите тампон вглубь левой, затем правой полости носа. 8. Извлеките и введите тампон в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности. 9. Снимите перчатки и маску. 10. Обработайте перчатки и маску в соответствии с требованиями санэпидрежима. 11. Вымойте руки. 12. Заполните направление. 13. Доставьте пробирку в лабораторию или поставьте в холодильник (пробирку можно хранить в холодильнике не более 2-3 часов).

Критерии оценки освоения практических навыков и умений (в рамках текущего контроля):

«отлично» – если студент обладает системными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и самостоятельно без ошибок демонстрирует выполнение практических навыков;

«хорошо» – если студент обладает полными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и самостоятельно демонстрирует выполнение практических навыков, допуская при этом отдельные неточности или несущественные ошибки, которые может самостоятельно обнаружить и быстро исправить;

«удовлетворительно» – если студент обладает достаточными теоретическими знаниями (имеет представление о методике выполнения практических навыков, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативах результатов исследований, правилах оформления типовой медицинской документации и др.) и демонстрирует выполнение практических навыков, допуская при этом некоторые ошибки, которые может исправить при коррекции их преподавателем;

Читайте также:  Можно ли пить нимесил при простуде и гриппе

«неудовлетворительно» – если студент не обладает достаточными теоретическими знаниями (не знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и/или не может самостоятельно продемонстрировать выполнение практических навыков или выполняет их, допуская грубые принципиальные ошибки.

16

Подготовка перед сдачей мазков

Для достоверности анализа на дифтерийную палочку, необходимо соблюдать ряд рекомендаций. С учетом того, что мазок берется с ротовой полости и носовых проходов перед забором необходимо отказаться:

Подготовка перед сдачей мазков
  • от сосудосуживающих назальных препаратов за два дня до процедуры,
  • от применения мазей на основе антибиотиков,
  • в день сдачи мазка из носоглотки от приема пищи,
  • непосредственно перед анализом от чистки зубов.

Если применяются препараты местного действия, в составе которых антибиотики, то их исключают из терапии за 2 дня до сдачи мазка на дифтерию. Прием перорально антибиотиков прекращается за две недели до анализа. При нарушении рекомендаций результат бактериологического исследования может быть неточным, что повлияет на дальнейшее лечение дифтерии.

Подготовка перед сдачей мазков

Как проходит процедура взятия мазка из зева

При заборе биологического материала для проведения лабораторной диагностики из области ротоглотки пациенту необходимо немного запрокинуть голову и открыть рот. Специалист нажимает на область языка больного специальным инструментом (в целях улучшения обзора), а затем при помощи стерильной ватной палочки собирает биологический материал, проводя ею по слизистым оболочкам миндалин и гортани.

Данная процедура проходит безболезненно, но вызывает у человека чувство дискомфорта и может стать причиной рвотных позывов. Именно по этой причине манипуляция по забору материала из области ротоглотки проводится на голодный желудок.

В ходе проведения данной диагностической процедуры используется специальный шпатель, закрывающий область зубов и языка, дабы исключить попадание на ватный тампон частичек пищи. Далее, тампон, на котором остаются частички слизистых оболочек, специалист помещает в сосуд со специальной питательной средой, где болезнетворные микроорганизмы сохраняются до проведения анализа.

В большинстве случаев результаты анализа становятся известны через сутки после проведения исследования.

Как расшифровать мазок?

Чтобы расшифровать мазок из зева и носа, надо знать причину его назначения. Определение конкретного микроорганизма имеет значение, только если этот организм вызвал недуг. Назначение исследования влияет на изучение определенного микроба или бактерии.

У человека, который абсолютно здоров, на слизистой носоглотки находится определенное число организмов, которые выполняют защитные функции. Такие бактерии не оказывают негативного воздействия на здоровье человека.

В мазке содержатся такие организмы, как стафилококк эпидермальный, зеленящий, грибки Кандида в малом количестве, неболезнетворные пневмококки и нейссерии.

Наличие этих микроорганизмов считается нормой. Воздействие экзогенных и эндогенных факторов на условно-патогенные микроорганизмы может спровоцировать их резкое увеличение. Это приведет к появлению болезни.

Нормой следует считать результат, при котором число условно-патогенных организмов на слизистой носа и горла находится в пределах 103-104 КОЕ/мл, патогенные бактерии должны отсутствовать в мазке.

READ О чем говорит псевдомицелий в мазке и что это такое?

На слизистой могут содержаться болезнетворные бактерии, являющиеся возбудителями серьезных болезней.

Видео:

Так, стрептококк гемолитический группы A вызывает коклюш, грибок Кандида альбиканс является причиной развития дифтерии. Если в мазке выявлены стрептококки, то у больного они могут вызвать ангину, пневмонию, скарлатину и прочие недуги.

После того как определен род, вид микроорганизмов в мазке, специалист выясняет, как бактерия реагирует на лекарственные препараты.

Лечение больного надо проводить только теми лекарствами, к которым проявилась высокая чувствительность обнаруженных организмов.

Лечение для устранения болезнетворных микробов из носа и горла

Носовые инфекции и заболевания горла рекомендуется лечить под контролем врача-отоларинголога. Только он может назначить адекватное лечение.

Часто дискомфорт в носоглотке купируется с помощью бактериофагов, выпускаемых в форме спрея или раствора, например, Хлорофиллипта.

Хлорофиллипт также существует на основе масла и спирта. Масляная версия препарата предназначена для смазывания пазух носа и миндалин. Она хороша тем, что его можно применять маленьким детям и женщинам в интересном положении. Спиртовой состав применяется для промывания горла и носа.

Нередко анаэробные бактерии в носоглотке убираются народными методами. Например, сбором, в котором присутствуют такие травы, как:

  • Мята;
  • Боярышник;
  • Мать-и-мачеха;
  • Шиповник.

Фитотерапия считается эффективным способом устранить дискомфорт в области носа и горла. Эта методика допускается при беременности, поскольку является натуральным и безопасным лечением. Первые результаты обычно ощущаются через несколько суток после начала приема травяного сбора. Так как анаэробные инфекции в носоглотке устойчивы, лечение фитотерапией должно продолжаться не менее трех недель.

Чтобы правильно собрать анализы из верхних дыхательных путей, нужно следовать правилам подготовки, тогда не возникнет сложностей в лечении выявленного заболевания. Любой дискомфорт в носоглотке нельзя оставлять без внимания, поскольку даже банальный насморк может обернуться тяжелым патологическим процессом, последствия которого могут быть печальными.

Не рекомендуется самостоятельно назначать себе и своим детям лекарства, например, от насморка, потому как не все препараты для очистки слизистой носа подходят каждому человеку.

Результат исследования

Исследуемый материал наносят на предметное стекло, фиксируют в пламени горелки, окрашивают по Граму и изучают под микроскопом с иммерсионным маслом. В мазке обнаруживают грамотрицательные или грамположительные палочки, кокки или коккобациллы, изучают их морфологические и тинкториальные свойства.

Микроскопические признаки бактерий — важный диагностический ориентир. Если в мазке находятся грамположительные кокки, расположенные скоплениями, напоминающими гроздья винограда, предполагают, что возбудителем патологии является стафилококк. Если кокки окрашены по Граму положительно и располагаются в мазке цепочками или парами, возможно это стрептококки;

Результат исследования врачи-микробиологи выписывают на специальном бланке. Для расшифровки результата мазка из зева требуются значения показателей. Название микроорганизма состоит из двух латинских слов, обозначающих род и вид микроба. Рядом с названием указывают количество бактериальных клеток, выраженное в особых колониеобразующих единицах. После определения концентрации микроорганизма переходят к обозначению его патогенности – «флора условно-патогенная».

У здоровых людей на слизистой оболочке носоглотки живут бактерии, выполняющие защитную функцию. Они не доставляют дискомфорта и не вызывают развития воспаления. Под воздействием неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов количество этих микроорганизмов резко увеличивается, что приводит к развитию патологии.

После выявления возбудителя патологии и его идентификации до рода и вида переходят к определению его чувствительности к фагам, антибиотикам и противомикробным препаратам. Лечить заболевание горла или носа необходимо тем антибиотиком, к которому выявленный микроб максимально чувствителен.

Результат исследования

результатов исследования мазка из зева

Варианты результатов исследования мазка из зева:

  • Отрицательный результат посева на микрофлору – возбудители бактериальной или грибковой инфекции отсутствуют. В этом случае причиной патологии являются вирусы, а не бактерии или грибы.
  • Положительный результат посева на микрофлору – наблюдается рост патогенных или условно-патогенных бактерий, способных вызвать острый фарингит, дифтерию, коклюш и прочие бактериальные инфекции. При росте грибковой флоры развивается кандидоз полости рта, возбудителем которого являются биологические агенты 3 группы патогенности – дрожжеподобные грибы рода Candida.

Микробиологическое исследование отделяемого зева и носа на флору позволяет определяют вид микробов и их количественное соотношение. Все патогенные и условно-патогенные микроорганизмы подлежат полной идентификации. Результат лабораторной диагностики позволяет врачу правильно назначить лечение.

Интерпретация данных

В нормальном состоянии в глотке каждого человека присутствует немало разнообразных микроорганизмов. Одни являются вариантом нормы, тогда как другие опасны для здоровья.

Иногда некоторый объем вредных бактерий не провоцирует никаких последствий. Такую флору принято называть условно-патогенной.

К допустимым вариантам относят:

  • кандидозные грибки;
  • эпидермальные стафилококки;
  • герпетическая инфекция;
  • пневмококки.

Расшифровка анализа позволяет выявить такие микроорганизмы:

  1. Золотистый стафилококк. Он может провоцировать различные воспаления. При этом подобные процессы поражают не только глотку, но и приводят к системным патологиям. При ослаблении иммунной системы бактерии активизируются и провоцируют такие патологии, как отит, болезни мочевой системы, синусит, гнойные поражения кожи. Нередко золотистый стафилококк вызывает болезни костной ткани и органов пищеварения.
  2. Гемолитический стрептококк. Данная бактерия часто провоцирует тонзиллит. Также ее активное размножение вызывает сложные формы фарингита с большим количеством гнойного секрета и скарлатину.
  3. Палочка Леффлера. Этот микроорганизм является возбудителем дифтерии. С помощью исследования удается определить степень токсического влияния бактерии на организм.

Увеличение количества грибков тоже свидетельствует об определенных нарушениях в работе организма, поскольку является признаком ослабления иммунной системы.

Иногда мазок из зева позволяет обнаружить эозинофилы. Эти клетки появляются при аллергии, потому можно заподозрить неинфекционный характер патологии.

Мазок из зева считается информативным диагностическим исследованием. Благодаря его выполнению удается обнаружить патогенные микроорганизмы и определить их восприимчивость к антибиотикам. Это позволяет врачу подобрать адекватную терапию.

Если вам понравилась статья, пожалуйста поставьте оценку и поделитесь с друзьями

Горклиника - медицинский портал